Сравнительное исследование 4-х церемоний Айаваски и 8-ми недельного курса медитации Осознанности.
Растительные компоненты Аяуаски вызывают изменения в сознании, похожие на сновидения, при которых человек испытывает сильные эмоции и погружается в глубокое самоисследование. По мнению ученых, такое состояние способно лечить разные психические расстройства.
Терапевтическое влияние аяуаски на человека обусловлено ее эффектами, а именно:
Осознанность в разной степени присуща каждому человеку, но ее можно усилить с помощью медитации. Эта способность важна, потому что помогает снизить стресс. Отчасти поэтому был разработан 8-недельный курс снижения стресса на основе осознанности (MBSR), который широко применяется для лечения психических расстройств.
Участники данной программы занимаются медитативными практиками, например, «сканированием тела», «сидячей медитацией» или йогой. Также они внедряют принципы осознанности в свой быт.
Проведенные ранее исследования показали, что прием аяуаски усиливает три основные аспекта осознанности: децентрализацию, неосуждение и нереагирование. Например, в 2017 г. с помощью МРТ удалось выяснить, что спустя 2 месяца после одного приема аяваски сохраняются изменения в метаболизме и нейронных связях отделов мозга, которые отвечают за неосуждение (9).
Поэтому ученые предположили, что традиционные методы увеличения осознанности (как MBSR) – не единственный путь, и что аяхуаска может дать аналогичный результат.
Для проверки гипотезы взяли две группы людей.
Участники первой имели конкретную цель: улучшить навык осознанности.
Для этого они проходили 8-недельный курс снижения стресса на основе осознанности (MBSR).
Члены второй группы принимали Аяуаску. При этом, участники данной группы не преследовали целей, связанных с осознанностью.
Они хотели поработать с аяваской для улучшения навыков самопознания и самоанализа.
Всего в исследовании участвовали 20 человек, по 10 в каждой группе.
ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ ученые проводили психологическое тестирование, направленное на измерение аспектов осознанности:
Тестирование участников проводилось за 24 часа до первого приема аяхуаски или занятия по курсу MBSR, и через 24 часа после последнего приема или занятия.
Было несколько ограничений при подборе добровольцев:
Прием отвара проводился в нетрадиционной обстановке, без проведения церемонии. Люди находились в тускло освещенной комнате, где под звуки музыки получали психоделический опыт, сидя или лежа на матрасах. При желании каждый мог свободно покинуть комнату. Сеансы длились по 6-8 часов. За участниками все время наблюдали исследователи.
Всего было 4 сеанса, которые проводились с интервалом 7 дней.
Каждую неделю участники занимались по 2,5 часа в течение 8 недель. Они тренировали аспекты осознанности с помощью таких техник:
По ходу курса добровольцы также могли выполнять необязательные упражнения для тренировки осознанности во время повседневных дел, например, приема пищи, ходьбы и мытья посуды. Нужно было стараться полностью осознавать движения, ощущения, мысли и чувства при осуществлении каждой задачи.
Ежедневно участники самостоятельно медитировали дома по 45 минут, придерживаясь рекомендуемых практик.
Несмотря на ожидания, результаты исследования показали, что программа MBSR лучше влияет на повышение осознанности, чем аяуаска. Однако прием отвара усилил некоторые психологические способности в области принятия.
Под «принятием» в психологии подразумевают один из аспектов осознанной медитации, а в психотерапии – область, с которой работают во время терапии на основе осознанности. За принятие отвечают способности к неосуждению и нереагированию, которые и улучшились после 4 сеансов аяваски.
Важно понимать, что развитие неосуждения с трудом дается даже тем, кто медитирует, хотя эта практика улучшает остальные аспекты осознанности (10),(11).
Способность к неосуждению обычно нарушена у тех, кто страдает от:
Поэтому развитое принятие – один из лучших способов сохранить психическое здоровье (16). С его помощью человек не углубляется в свои переживания, какими бы болезненными они ни были.
Психические расстройства также можно предотвратить, развивая следующие способности:
Но принятие справляется эффективнее любой из перечисленных способностей.
Интересно, что и аяхуаска, и MBSR улучшают принятие, хотя только курс MBSR является специально разработанной программой для развития аспектов осознанности. Также на результаты исследования могло повлиять то, что участники группы MBSR сознательно стремились улучшить навык осознанности, в отличие от добровольцев из группы аяваски.
Это значит, что аяуаска усиливает принятие вне зависимости от целей тех, кто ее употребляет; что принятие как часть осознанности особенно чувствительно к аяваске и, возможно, другим психоделикам.
Такие результаты открывают интересную возможность использования аяуаски для улучшения принятия как в психотерапевтических целях, так и с целью саморазвития.
Читать развёрнутый материал на тему Что такое Аяуаска?
Оригинал исследования:
Soler Joaquim, Elices Matilde, Dominguez-Clavé Elisabeth, Pascual Juan C., Feilding Amanda, Navarro-Gil Mayte, García-Campayo Javier, Riba Jordi. (2018). Four Weekly Ayahuasca Sessions Lead to Increases in “Acceptance” Capacities: A Comparison Study With a Standard 8-Week Mindfulness Training Program. Frontiers in Pharmacology. 9, 224.
[1] Santos, R. G., Landeira-Fernandez, J., Strassman, R. J., Motta, V., and Cruz, A. P. (2007). Effects of ayahuasca on psychometric measures of anxiety, panic-like and hopelessness in Santo Daime members. J. Ethnopharmacol. 112, 507–513.
[2] Barbosa, P. C. R., Strassman, R. J., da Silveira, D. X., Areco, K., Hoy, R., Pommy, J., et al. (2016). Psychological and neuropsychological assessment of regular hoasca users. Compr. Psychiatry 71, 95–105.
[3] Valle, M., Maqueda, A. E., Rabella, M., Rodríguez-Pujadas, A., Antonijoan, R. M., Romero, S., et al. (2016). Inhibition of alpha oscillations through serotonin-2A receptor activation underlies the visual effects of ayahuasca in humans. Eur. Neuropsychopharmacol. 26, 1161–1175.
[4] Vogt, B. A., and Laureys, S. (2005). Posterior cingulate, precuneal and retrosplenial cortices: cytology and components of the neural network correlates of consciousness. Prog. Brain Res. 150, 205–217.
[5] Sanches, R. F., de Lima Osório, F., Dos Santos, R. G., Macedo, L. R., Maia-de-Oliveira, J. P., Wichert-Ana, L., et al. (2016). Antidepressant effects of a single dose of Ayahuasca in patients with recurrent depression: a SPECT study. J. Clin. Psychopharmacol. 36, 77–81.
[6] Dos Santos, R. G., Osório, F. L., Crippa, J. A., Riba, J., Zuardi, A. W., and Hallak, J. E. (2016). Antidepressive, anxiolytic, and antiaddictive effects of ayahuasca, psilocybin and lysergic acid diethylamide (LSD): a systematic review of clinical trials published in the last 25 years. Ther. Adv. Psychopharmacol. 6, 193–213.
[7] Thomas, G., Lucas, P., Capler, N. R., Tupper, K. W., and Martin, G. (2013). Ayahuasca-assisted therapy for addiction: results from a preliminary observational study in Canada. Curr. Drug Abuse Rev. 6, 30–42.
[8] Baer, R. A., Smith, G. T., Hopkins, J., Krietemeyer, J., and Toney, L. (2006). Using self-report assessment methods to explore facets of mindfulness. Assessment 13, 27–45.
[9] Sampedro, F., de la Fuente Revenga, M., Valle, M., Roberto, N., Domínguez-Clavé, E., Elices, M., et al. (2017). Assessing the psychedelic “after-glow” in Ayahuasca users: post-acute neurometabolic and functional connectivity changes are associated with enhanced mindfulness capacities. Int. J. Neuropsychopharmacol. 20, 698–711.
[10] Montero-Marin, J., Puebla-Guedea, M., Herrera-Mercadal, P., Cebolla, A., Soler, J., Demarzo, M., et al. (2016). Psychological effects of a 1-month meditation retreat on experienced meditators: the role of non-attachment. Front. Psychol. 7:1935.
[11] Soler, J., Cebolla, A., Feliu-Soler, A., Demarzo, M. M., Pascual, J. C., Baños, R., et al. (2014a). Relationship between meditative practice and self-reported mindfulness: the MINDSENS composite index. PLoS One 9:e86622.
[12] Lavender, J. M., Gratz, K. L., and Tull, M. T. (2011). Exploring the relationship between facets of mindfulness and eating pathology in women. Cogn. Behav. Ther. 40, 174–182.
[13] Baer, R. A., Smith, G. T., and Allen, K. B. (2004). Assessment of mindfulness by self-report: the Kentucky inventory of mindfulness skills. Assessment 11, 191–206.
[14] Tejedor, R., Feliu-Soler, A., Pascual, J. C., Cebolla, A., Portella, M. J., Trujols, J., et al. (2014). Propiedades psicométricas de la versión española de la Philadelphia mindfulness scale. Rev. Psiquiatr. Salud Ment. 7, 157–165.
[15] Brown, D. B., Bravo, A. J., Roos, C. R., and Pearson, M. R. (2015). Five facets of mindfulness and psychological health: evaluating a psychological model of the mechanisms of mindfulness HHS public access. Mindfulness 6, 1021–1032.
[16] Kotsou, I., Leys, C., and Fossion, P. (2018). Acceptance alone is a better predictor of psychopathology and well-being than emotional competence, emotion regulation and mindfulness. J. Affect. Disord. 226, 142–145.
11.02.2024
Что такое нейропластичность. И как она связана с более осмысленной и счастливой жизнью после аяваски.
05.02.2024
Аяваска может Изменить Жизнь. Как аяваска и другие психоделики влияют на работу мозга — результаты научных исследований.
13.04.2021
Тамбо, как возможность окунуться в более масштабное и глубинное познание, а вследствие и преобразование себя.
Мы предоставляем платные консультации, связанные с психоделическим опытом. Стоимость – 50$ в час.
Мы свяжемся с вами в течение 24 часов и проведем бесплатную консультацию.